Нормативно-правовые размышления… (после очередных соревнований по ТМ)
Нормативно-правовые размышления ….
К подобным размышлениям привело «не сторонние наблюдения», а обсуждения за кулисами мероприятий, отзывы участников соревнований и реальные события, которые показали или не знание нормативно-правовых актов, их не понимание, либо простое не желание «играть по правилам». Своими размышлениями ни кого не хочется обидеть, и тем более «потянуть одеяло на себя». Все очень просто – мы все всколыхнулись тому, что спортивный туризм был выведен из ЕСК. Ввели, наступило успокоение. При этом развития спортивного туризма нет и видимо может и не быть, если опираться на «…какие мы хорошие», «…а у нас так». На «местечковом» уровне возможно и «прокатит», но для развития спортивного туризма как вида спорта в Республике, следует выбирать другие «опорные точки».
Так, что же может быть опорой для нашей работы, говорю нашей, а имею в виду Федерации спортивного туризма разного уровня.
Первая: Устав Национального общественного объединения …
1.10. Основные виды деятельности и задачи Ассоциации:
1) решение вопросов развития спортивного туризма в Республике Казахстан;
Думается, что это отражено в Уставе каждой областной, городской Федерации спортивного туризма, а это значит, что наши усилия должны быть одно векторные, во всех проявлениях работы и заинтересованных организаций и учреждений. При этом главная цель: …. развития спортивного туризма в Республике Казахстан, и ни какая другая.
2) проведение самостоятельно и совместно с физкультурно-спортивными, образовательными и другими организациями спортивные и массовые мероприятия регионального, республиканского и международного масштаба по виду спорта – спортивный туризм;
Мы привыкли к тому, что спортивные мероприятия Республиканского уровня проводится в рамках регионального и финансируется за счет местного бюджета: «… это все от нашей бедности»!? Но почему-то грамоты в зачете Чемпионата РК по ТГТ (май 2015 г.) подписаны как республиканские соревнования и заверены печатями ФСТ области и ФСТ РК. Выходит — Чемпионата РК не было? При этом, например, на «Горизонте» — все правильно. А здесь следует задуматься и «верховной власти» ФСТ РК.
Вторая: Роль Федераций в развитии спортивного туризма велика не тем, что записано в Уставе, а тем, что в Законе Республики Казахстан, О физической культуре и спорте (с изменениями по состоянию на 19.05.2015 г.)
Статья 10. Субъекты физической культуры и спорта
1. К субъектам физической культуры и спорта в Республике Казахстан относятся:
1) физкультурно-спортивные организации: ….., спортивные федерации, …осуществляющие развитие спорта;
Этот Закон не дает основание думать и тем более говорить «…. он для меня не указ». Для работников системы дополнительного образования это может быть простительно, но ни как для членов Федераций спортивного туризма. Нужно помнить о разработанной структуре развитии спорта: уполномоченный орган – Федерация по виду спорта – спортивные учреждения (в первую очередь спортивные школы), туристско-спортивная общественность.
Там-же (в Законе)
Республиканские и региональные аккредитованные спортивные федерации обязаны:
2) разрабатывать и утверждать правила по видам спорта по согласованию с уполномоченным органом в области физической культуры и спорта в соответствии с требованиями международных спортивных организаций (при наличии);
Обратите внимание «разрабатывать и утверждать правила по видам спорта по согласованию с уполномоченным органом в области физической культуры и спорта …», какой нормативный документ прошел согласование? Да и кто на местах или «верховной власти» отслеживает документы, утвержденные Минспортом, а они часто недоработаны, например «… о судьях». С огнем играем.
Вызывает недоумение у уполномоченных органов по физической культуре и спорта форма итоговых протоколов по Чемпионатам РК, когда вместо названий регионов приводятся названия команд. Тем более непонятно нежелание Главного секретариата принимать предложения регионов, или мы на местах так и будем переделывать протокола по подсказке: « — как Вам надо, так и переделывайте, а мне много работы!?» Самое интересное – молчим, переделываем и, наверное, устраивает (вариантов много?) Согласно требованиям по проведению Чемпионатов РК Итоговый протокол должен иметь только наименование данного соревнования, а не набор всех соревнований. По отдельным дисциплинам должен быть отдельный протокол с наименованием данной дисциплины и результатом по ней. К примеру: Чемпионат РК по спортивному туризму « Связки» или «Личная» и т.д. Так как по отдельным дисциплинам спортсмен становится Чемпионом Республики и в это должно быть отображено в протоколе. Формы протоколов Федерация города Алматы предоставляла неоднократно, но это полностью игнорируется судейской бригадой!
В Чемпионате РК могут принимать участие сборные команды 14 областей и городов Астана и Алматы. Включение в протокол ЧРК как по дистанциям, так и в итоговом протоколе соревнований не должны включаться команды др. республик. А вот в Кубке РК принимают участие все желающие команды (резиденты РК), под флагом и именем той или иной организации «Барсики», «КазАСТ» и т.д.
Федерация города Алматы вносит предложение: на соревнования республиканского ранга проводимых согласно календарного плана НФСТ РК Заявки должны заверяться печатью местной Федерации.
Третья: Приложение к приказу и.о. Министра культуры и спорта РК от 28 октября 2014 г. № 56 «Об утверждении норм и требований для присвоения спортивных званий, разрядов ….»
4. Звание МС по туристскому многоборью присваивается при выполнении требований к классу дистанций и рангу соревнований. Класс дистанции должен соответствовать 5-6 классу и определяться в соответствии с «Правилами соревнований по туристскому многоборью».
Исходя из Требований, команды выезжают на высокий ранг соревнований, чтобы закрыть разряд, а по приезду выясняется, класс дистанции не соответствует – в итоге разочарование. Участники вынуждены ехать на следующие соревнования, где гарантий тоже нет. И еще: если соревнования на естественном рельефе, так и нужно реально этапы привязывать к рельефу и уровню команд. Жалко смотреть на младшую возрастную группу тянущую, например, навесную переправу от камня до камня на горизонтальном рельефе, когда высота от уровня земли составляет немногим более метра. Это — не «… пусть учатся (на Чемпионате!?», а нечто другое. Постановщикам дистанции и ГСК следует устанавливать более корректно ПКВ и продумать форму разделения команд на классы. Спрашивается, кто инспектирует соревнования. Может восстановить институт Инспекторов и повысить ответственность.
Четвертая: Решение заседания ФСТ 16.12.2014 … о создании коллегии судей и формировании судейских бригад.
Здесь комментировать нечего. Поскольку в Республике сформирована бригада, и она работает: «…от Астаны до самых до окраин». Проблема видится в другом. Не может один или два человека провести соревнования высокого ранга на должном уровне (даже при высоком профессионализме). Работа Главного секретаря соревнований судьей на дистанции говорит не о высоком профессионализме, а не правильной организации работы всей ГСК.
Размышлять еще можно много, благо есть поводы и продолжающийся «структурно-управленческий бардак», только долго это может повторяться? Все зависит от нас; Федераций спортивного туризма, учреждений дополнительного образования, спортивных школ и др. Объективность показывает, что туристско-спортивная работа на местах и в целом по Республике проводится (несмотря ни на что), так давайте работать не как в басне: «вместе трое все в него впряглись; из кожи лезут вон, а возу все нет ходу»!
С уважением Федерация спортивного туризма города Алматы.